№ |
Профессиональные умения наставника при взаимодействии с наставляемым |
1 |
2 |
3 |
1 |
Наставник – организатор: умеет организовать и управлять процессом обучения |
|
|
|
1.1. |
Наставник знает главный результат своей деятельности (как наставника), четко и понятно может о нем рассказать |
|
|
|
1.2. |
Управляет процессом наставничества (планирует, организует, контролирует процесс усвоения материала учеником) |
|
|
|
1.3. |
Ставит наставляемому конкретные цели обучения на языке результатов |
|
|
|
1.4. |
Привлекает к процессу наставничества других опытных сотрудников |
|
|
|
1.5. |
Является высококлассным специалистом в профессиональной сфере: владеет информацией о компании, о рынке, умеет качественно и быстро выполнять свои функции |
|
|
|
2 |
Наставник - учитель: умеет обучать |
|
|
|
2.1. |
Наставник использует различные способы поддержки, не ограничивается привычными для него подходами |
|
|
|
2.2. |
Наставник строит поддержку на основе поэтапного этапов формирования новых знаний и умений |
|
|
|
2.3. |
Наставник доносит информацию в доступной форме. Ясно, просто объясняет сложные вещи. Умеет выделять главное, обобщать, резюмировать |
|
|
|
2.4. |
Наставник использует в ходе обучения все каналы восприятия (аудиальные, визуальные и кинестетические) |
|
|
|
2.5. |
Наставник в процессе учитывает индивидуальные особенности наставляемого, подстраивает свой стиль передачи опыта под особенности восприятия наставляемого |
|
|
|
2.6. |
Наставник четко и понятно инструктирует и дает задание, уточняет понимание воспринятой информации |
|
|
|
2.7. |
Наставник умеет создавать мотивирующую среду в процессе обучения, поддерживает у наставляемого внутреннюю мотивацию на саморегуляцию и самореализацию. |
|
|
|
2.8. |
Наставник видит и обозначает сильные стороны наставляемого и зоны его развития. Предоставляет позитивную и развивающую обратную связь, основанную на результатах обучения и особенностях саморегуляции наставляемого |
|
|
|
3 |
Наставник-коммуникатор: умеет выстраивать отношения |
|
|
|
3.1. |
Наставник легко вступает в контакт и находит общий язык, может расположить к себе человека, создает среду конструктивного общения |
|
|
|
3.2. |
Наставник создает доброжелательную и благоприятную атмосферу общения, задает вопросы, слушает и слышит собеседника, проводит обучение в форме диалога, делится своим опытом (успешныим и неуспешным) |
|
|
|
3.3. |
Умеет настроить ученика на позитивный лад («Ты ошибся, так даже лучше, теперь ты будешь знать, как действовать»), умеет разряжать обстановку, использует приемы эмоциональной поддержки |
|
|
|
3.4. |
Наставник спокойно реагирует на критику и эмоциональные реакции ученика, сохраняет конструктивные отношения, оказывает поддержку в эмоционально напряженных ситуациях |
|
|
|
Шкала наставника:
1 балл - у наставника отмечается недостаток знаний и умений при обучении ученика. Наставник демонстрирует свою некомпетентность по оцениваемым критериям, не использует умения и навыки при общении с учеником.
2 балла - наставник демонстрирует умения в спокойных и предсказуемых ситуациях, но в сложных ситуациях и в состоянии перенапряжения и усталости переходит на неэффективные способы взаимодействия и частично удерживает свое поведение в обозначенных критериях.
3 балла - наставник демонстрирует умение обучать другого уверенно и стабильно, независимо от условий окружения (исключая непредвиденные и форс мажорные обстоятельства) и собственной нагрузки. Умеет так организовать работу, что остаются ресурсы на работу с учеником. Рассказывает, над какими своими умениями он работает, как он их развивает.